Про технологию
Технология “Карта гипотез” создана Александром Бындю, основателем ИТ-компании, автором книг “Антихрупкость в ИТ” и “Карта гипотез”.
Миссия “Карты гипотез”:
- сделать создание стратегий доступным каждому
- превратить процесс из искусства экспертов в рабочую повторяемую технологию
Технология создавалась на основе практики реализации сложных технологических проектов, начиналась с метода “Карта воздействия” (Impact Mapping), в процессе значительно модифицировался.
Большое влияния на метод оказало ОргУправленческое мышление (Г.Щедровицкий):
- Визуализация и схематизация мышления - “мышление происходит только на доске и с помощью доски”
- Субъекты. Клиентоориентированный подход рассматривает всего лишь один вид субъектов - клиенты. Технология рассматривает многообразие субъектов, влияющих на цель.
- Мотивация. Субъекты имеют самодвижение - свою цель и свое движение к ней. Чтобы сдвинуть его траекторию движения в направлении нашей цели, надо понимать и воздействовать на его мотивацию.
- Гипотезы. Мышление гипотезами с явной формулировкой стратегической ставки - почему мы верим, что это сработает. Критически важный навык в условиях неопределенности.”,
Технологичность обеспечивается за счет стандартизации работы:
- определение типов элементов карты
- правила описания элементов каждого типа
- правила визуализации - расположение, цвета, дополнительные элементы
- смысловая часть - взаимосвязь элементов
Стандартизация не только упрощает процесс создания карты, но и обеспечивает единое понимание карт, созданных разными людьми, командами и компаниями.
Однако, ручная поддержка стандартов карты на классической онлайн-доске требует дополнительного времени и усилий.
“Гипотезная” берет на себя эту дополнительную работу, освобождая вам время для работы над самой стратегией.
Зачем нужна технология?
Лучшая метафора метода, на мой взгляд:
Технология помогает закрыть “слепое пятно” между целью и задачами.
Как проявляется “слепое пятно”:
- Цель есть, часто поставлена “сверху”. Как достичь этой цели, решение каких задач к ней приведет - непонятно.
- Цель есть и даже задачи есть. Нет уверенности в том, что решение именно этих задач эффективнее всего приведет к цели.
Ключевые элементы технологии
Цель
Описывает чего вы хотите достичь и как поймете, что достигли этого?
Цель содержит:
- Описание цели. Качественное, смысловое.
- Метрики. Итоговые метрики - критерии достижения, которые позволят определить, что цель достигнута. Каждая метрика содержит 3 значения - целевое (точка Б), текущее (точка А) и разницу (gap), которую надо преодолеть.
- Балансирующие метрики - проверка на экологичность, “не навреди”. Что не должно пострадать во время достижения итоговых метрик, чтобы не стало хуже чем было.
Субъект
Независимый от нас субъект, от которого зависит достижение нашей цели. Поскольку субъекты от нас не зависят, мы можем либо просто учитывать их потребности, либо влиять воздействуя на их мотивацию.
Субъекты бывают разные:
- Позитивные - кто влияет непосредственно на движение к цели, например, клиент, покупающий ваш товар, или партнер, продающий его.
- Нейтральные - например, регулятор. Его действия общие для рынка, и их необходимо учитывать.
- Негативные - ваши конкуренты, прямые или косвенные, хакеры и другие нехорошие люди.
Субъект содержит:
- Описание - название и дополнительная информация
- Боли и желания - информация о субъекте, помогающая воздействовать на его мотивацию
Гипотеза
Ключевой элемент технологии. Формализованная идея, с помощью которой планируется изменить поведение субъекта.
- Если - принцип воздействия, который приведет к изменению поведения субъекта
- то - изменение поведения субъекта [и изменение метрик A1 и A2 таким-то образом]
- потому что - идея, почему воздействие изменит поведение [и повлиять на метрики]>
Гипотеза - связывает все элементы карты:
- если - планируемое воздействие (в обобщенном виде)
- то
- показывает на какого субъекта и какое влияние будет оказываться
- показывает связь с целью, с достижением целевых показателей
- потому что - явно раскрывает вашу главную идею, целевую стратегическую ставку, на что вы ставите, почему это воздействие на мотивацию сработает.
Гипотезы далее оцениваются по простой шкале от 1 до 3 по ценности воздействия и затратам на проверку, чтобы в итоге вы могли выбрать наиболее эффективные по соотношению ценность / затраты.
Действия
Итоговая часть, что вы будете делать, чтобы проверить гипотезу. Имеет смысл делать только для самых потенциально ценных гипотез, чтобы быстрее их проверить.
Что дает технология
- Единое целеполагание - цели четко сформулированы и оцифрованы
- Общую картину внешнего мира - каких субъектов необходимо учитывать, что мы о них знаем
- Единую стратегию - на какие идеи мы ставим, чтобы двигаться к цели
Единая картина объединяет команды и компании и позволяет совместно действовать на выбранном пути.
Что технология не покрывает
- Процесс ДО появления цели
- почему именно эта цель у вас стоит
- анализ и прогнозирование
- Процесс ПОСЛЕ формирования стратегии и дорожной карты
- ознакомьтесь с моим выступлением о том, что важно, чтобы стратегия работала
Информация для изучения
- Официальные материалы технологии
- Мои выступления по технологии
- Для личной стратегии - Презентация на SpeakerDeck, RuTube, VK
- Сравнение с ССП (системой сбалансированных показателей) - статья
- Другие мои выступления
Пора пробовать
Теория познается только на практике.
Пробуйте, задавайте вопросы в сообществе, создавайте свои стратегии и достигайте своих целей.
- Быстрый старт - прочитайте, как “Гипотезная” упрощает работу с картами гипотез, позволяя сфокусироваться на вашей стратегии.